Пн, 24 Июня, 2019
Липецк: +27° $ 63.13 71.35

Трасса жизни

Владимир Петров, Анатолий Евстропов (фото) | 30.08.2011

Первыми, к кому обратился глава администрации Липецкой области Олег Королев, приехав на открытие участка автодороги М-4 «Дон» в обход Ельца, были ее строители:

— Молодцы, отличная работа! Нам с вами есть чем гордиться! — И затем пошутил: — Есть лишь один недостаток у дороги: усыпляет...

И действительно, покрытие полотна настолько ровное, что при движении на автомобиле ощутимо лишь легкое покачивание. Нам, журналистам «Липецкой газеты», посчастливилось стать одними из первых участников движения по новой дороге. Впечатление такое, будто в реальность воплотились автобаны западных фильмов, перенесенные на наши русские ландшафты.

Теперь водители и пассажиры обходного участка трассы могут обозревать Елец с непривычной точки: с холмов он весь как на ладони и, в общем-то, невелик. Кстати, когда-то именно с этого юго-восточного направления приближались к елецкой крепости орды Тамерлана.

Великолепно уложенное полотно, разметки, инженерные сооружения (один мост через Сосну чего стоит!), развязки, «карманы», необходимая дорожная инфраструктура — это и есть объект федеральной трассы «Дон», построенный в кратчайшие сроки и сданный в эксплуатацию в минувшую пятницу. В проектной документации он значится так: «Участок автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска км 355 — км 414,7 (обход г. Ельца) в Липецкой области».

А проще — это современная автомагистраль, ввод которой в эксплуатацию устраняет давнюю серьезную проблему трассы на елецком ее участке — от Больших Извалов до села Яркино в Становлянском районе. Город наконец-то освобождается из плена бесконечного транспортного потока, а все, кто устремляется по трассе с севера на юг и наоборот, обретают нормальные (точнее — отличные) условия для беспрепятственного передвижения.

...На высоком холме над рекой Сосной у развязки на Елец многолюдно. Здесь на притрассовой заасфальтированной площадке в сотне метров от автобана и состоялась торжественная церемония открытия обходной дороги. А на самой трассе по обе стороны перевала замерли по девять новых грузовиков «Скания», украшенных флагами, немного взволнованные водители в комбинезонах. Они в ожидании команды — первыми открыть движение.

Но вот на сцену поднимаются руководители области Олег Королев и Павел Путилин, председатель правления компании «Автодор» Сергей Костин, начальник управления Федерального дорожного агентства Владимир Попов, исполнительный директор акционерного общества ДСК «Автобан» Александр Ракецкий. Звучит Гимн Российский Федерации.

В каждом выступлении — высокая оценка трехлетнего напряженного труда всех, кто спроектировал, организовал строительство, создал и подарил людям эту, без преувеличения, лучшую на сегодня автодорогу страны. В грандиозном проекте воплощены новейшие технологии и материалы, реализованы смелые замыслы. Обход буквально выстрадан. Это дорога будущего, то есть такими, в идеале, должны быть все магистрали страны.

— Это победа общероссийского масштаба! — так оценил завершение проекта глава области Олег Королев. — Мы шли к ней очень долго: все начиналось, когда еще существовали дорожные фонды. Путь завершен, дорожники совершили впечатляющий трудовой подвиг. Сегодня вводится участок протяженностью в 56 километров, к концу года — еще 26 километров у села Яркино, а до этого были сданы почти 60 километров у Хлевного. То есть свыше 140 километров трассы высочайшего качества. Таким образом решена сложнейшая проблема: мы знаем, что трассу «Дон» в народе называют «дорогой смерти», что на старом участке ежегодно погибали до трехсот человек. Этой трагической жатвы теперь не будет — «Трасса жизни» построена. Я искренне благодарен за это руководителям страны — Президенту Дмитрию Анатольевичу Медведеву и Председателю Правительства Владимиру Владимировичу Путину, которые утвердили стратегию развития дорожного строительства в России.

— Автодороги страны должны стать такими, как вводимый сегодня участок, — добавил председатель областного Совета депутатов Павел Путилин. — А значит, работа в этом направлении должна продолжаться. Новые транспортные артерии очень важны для экономики области: темпы и объемы ее развития просто подталкивают к качественному улучшению дорожной инфраструктуры. Качество — это еще и безопасность людей. Повысить ее — одна из задач, стоящих перед обществом, перед властью. Ее надо решать настойчиво и целенаправленно...

А вот какую оценку воплощенному в жизнь проекту дал Александр Ракецкий, исполнительный директор ОАО «ДСК «Автобан», генерального подрядчика строительства:

— Немного грустно, что завершается возведение стратегически важного участка трассы «Дон». Но впереди немало других серьезных объектов — жизнь продолжается. Скажу откровенно, это чувство усиливается тем, что в Липецкой области была создана особая, чуткая атмосфера для работы, а потому уезжать не очень хочется. Хотя в этом бурно развивающемся крае нам есть еще над чем поработать. На сегодня елецкий обход трассы — самый крупный объект в России: стоимость его 22 миллиарда рублей, а протяженность 56 километров. Строительство завершено в рекордно короткие сроки — за три года. Значение сделанного переоценить невозможно. Это серьезный вклад в развитие экономики области. При строительстве были применены новейшие технологии, известные в мире, — от новых материалов (кстати, немало местных) до четкого контроля качества работ, проводимого без участия человека. Техника будет управляться через систему ГЛОНАСС/GPS. В этом году мы завершаем работу по обходу села Яркино. После чего участок трассы «Дон» протяженностью 90 километров будет завершен. Хотя успехи в экономическом развитии области, я уверен, потребуют дальнейшего сотрудничества.

Говоря о перспективах, Ракецкий подчеркнул:

— Пока дорога будет бесплатной. Со временем, примерно через год, магистраль планируется перевести в платную.

— Мы прилагаем немало усилий, чтобы федеральная трасса «Дон» была такой, как вводимый в эксплуатацию обходной участок. Уверен, что в течение ближайших пяти лет цель будет достигнута. Сегодняшний же успех можно оценивать по самым высоким критериям, — заявил Сергей Костин, председатель правления государственной компании «Автодор», отвечая на вопросы журналистов. — Компания ведет работы в одиннадцати субъектах Российской Федерации, но могу сказать — здесь, в Липецкой области, сложились наилучшие отношения с властью, с его главой Олегом Королевым, с руководителями муниципалитетов, по которым проходит участок дороги. Напомню, что в регионе действует и платный участок дороги, поэтому мы постоянно взаимодействуем, чтобы развязывать возникающие проблемы, учитывать пожелания жителей сел и городов, где проходят альтернативные дороги.

Что касается организации терминалов, то решение видится таким: на этом участке их не будет, только на съездах. А основной — на въезде у села Яркино, сбор платы будет там.

Возвращаясь к качеству дороги, он отметил, что на некоторых отрезках ее покрытие перекладывалось до четырех раз, чтобы достичь нужной ровности, одного из важных показателей, который компания ставит перед строителями. Но о том, какое качество достигнуто, можно говорить лишь через два-три года. Хотя по тем оценкам, которые уже получены, оно очень высокое.

Касаясь вопросов оплаты проезда по платным участкам, Костин пояснил:

— Это новое для нас дело, поэтому есть сложности. Опытную эксплуатацию с использованием кредитных карт мы намерены начать уже в сентябре, когда оплачивать проезд станет возможным без наличных денег. Начнем проект с Липецкой области — с использованием транспордеров, которыми будут оснащаться автомобили, а на участке — установлено оборудование, фиксирующее расстояние проезда: оплата должна быть справедливой.

Есть проблемы и с альтернативными дорогами. Они также должны соответствовать требованиям, предъявляемым к дорогам России, считает Костин.

— Мы будем решать их, учитывая замечания жителей. Наш филиал активно работает с администрациями муниципальных образований с тем, чтобы своевременно реагировать на обращения людей, — заключил он.

После награждения отличившихся специалистов — проектантов, строителей, транспортников — грамотами администрации области и областного Совета депутатов, компании «Автодор», Федерального дорожного агентства руководители направились к трассе, где состоялась главная часть теперь уже исторической церемонии. Ленту на полосе автобана, ведущей к югу, перерезали Олег Королев, Павел Путилин, Александр Коробейников, Сергей Костин, Владимир Попов, директор Воронежского филиала «Автодор» Сергей Титов, глава администрации Елецкого района Николай Савенков.

На полосе северного направления это сделали заместитель председателя правления «Автодор» Владимир Елистратов, заместитель директора Воронежского филиала «Автодор» Анатолий Плотников, от ФГУ ДСД «Центр» Федерального дорожного агентства Алексей Борисов, исполнительный директор ДСК «Автобан» Александр Ракецкий, глава администрации Становлянского района Владимир Герасимов и глава администрации Задонского района Григорий Мосолов.

Исторический артефакт: кусочки голубой ленты останутся свидетельством серьезного события. А затем по рации Олег Королев отдает команду об открытии движения. Под торжественные звуки автосирен грузовики «Скания» начинают встречное движение к вершине холма. Раздаются аплодисменты и восторженные крики «Ура!».

Спустя несколько минут, уже в будничном ритме, по автобану двинулся поток автомобилей...

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных