lg.lpgzt.ru - Персона Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
23 декабря 2010г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Управление потребительского рынка
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Телерадиокомпания Липецкое время
Персона 

Фотохудожник Александр Козин: «Красота — в простоте»

23.12.2010 "Липецкая газета". Сергей Малюков
// Персона

Чем по своей сути является фотография — искусством или ремеслом? У тех, кто видел работы известного липецкого фотохудожника Александра Козина, на этот счет нет сомнений. Состоявшаяся не так давно в Германии персональная выставка фотокора «Золотого ключика», устроенная при поддержке областного управления культуры и искусства, получила самые лестные отзывы европейской публики. О своем взгляде на общество и время сквозь стекла объектива Александр Козин рассказал журналисту «Липецкой газеты».


— Александр Николаевич, вы привезли в Германию экспозицию «Мир детей» из хорошо известных работ, уже публиковавшихся в «Ключике» и выставлявшихся в Липецке. Реакция местных зрителей вас чем-то удивила?


— Скорее порадовала. В рамках фестиваля российской культуры в Эссене я представил несколько десятков черно-белых портретов детей, снятых в семидесятых-восьмидесятых годах. На выставку приходили немцы, и у них загорались глаза, они говорили мне: «Ты снял наше детство, наше время!» Дети везде одинаковы, не важно, откуда они — из Западной Германии или Советского Союза. Главное, не просто фиксировать камерой действительность, а поймать настроение, схватить в кадр интересный момент, чтобы через десятки лет твои снимки имели какую-то ценность. Приятно, что европейцы это оценили. Я получил приглашение привезти следующим летом «Мир детей» на кинофестиваль в Канны.


— А с чего начинался ваш путь в фотоискусстве?


— Да как у всех, пожалуй, — с подаренного фотоаппарата. В 13 лет дядя подарил мне первую камеру. Это был «Зоркий», отличная, кстати, фотокамера. Отщелкал первую пленку, несколько кадров получились вполне ничего. Это меня здорово вдохновило. Пошел в фотокружок в Доме пионеров на Тракторном. Там «крыша поехала» окончательно и бесповоротно. Красный фонарь, полумрак, священнодействие с реактивами, даже обычная проявка пленки завораживала, словно магический ритуал.


Сегодня, во времена цифровых технологий, фотографировать стало не в пример проще, но какое-то волшебство из профессии исчезло. А жаль…


Снимал все подряд — родных, друзей, природу. Так, постепенно, и пришел к тому, чтобы зарабатывать на жизнь фотографией.


— У кого тогда учились, в чем искали вдохновение?


— В первую очередь смотря и анализируя работы мастеров. В те годы у нас продавался журнал «Чешское фоторевю», достать его можно было с большим трудом. Он открыл мне потрясающий мир фотоискусства. В журнале печатали лучшие фотографии со всего света — репортаж, пейзаж, ню, портрет. Чехи были гораздо свободнее, чем мы, и публиковали снимки, которые было невозможно увидеть в советской прессе. Вот на них я и учился.


Помню, как меня поразили абстракции, фото каких-то линий, изгибов… Композиция, свет, фактура — все было выстроено просто идеально. Захотелось сделать что-то подобное. Так, методом проб и ошибок, и учился, искал свой стиль.


— Можно ли научить человека приемам фотоискусства или же для успеха в профессии изначально необходим талант?


— Научить технике, композиции, безусловно, можно. Но будут ли получаться шедевры? Не факт. На мой взгляд, рецепт успеха прост — труд, усердие плюс Божий дар. Фотографию надо чувствовать. Одно дело, когда ты снимаешь, чтобы украсить свою страничку в социальных сетях, и совсем другое — когда ставишь перед собой художественные задачи.


Проблема в том, что ни тогда, ни теперь нигде в России не учат профессиональной фотографии. Фотокурсы, мастер-классы помогают, конечно, но это не то. Я в свое время закончил филфак пединститута, все премудрости съемки постигал сам.


— Исходя из вашего опыта, на что посоветуете обращать особое внимание начинающим?


— Для начала необходимо разобраться с основами — что такое экспозиция, для чего нужна выдержка, диафрагма. Как только придет понимание этого, можно двигаться дальше.


Сейчас нередко люди покупают дорогую зеркальную камеру, а снимают в автоматическом режиме. Зачем? Удачный снимок можно сделать и «мыльницей», техника здесь играет вторичную роль, важнее идея и ее реализация. А если приобрел серьезную камеру, так осваивай ее возможности.


Еще надо изучать построение кадра, законы композиции. Смотреть профессиональные снимки в журналах, работы художников. Все это помогает сформировать вкус, собственный стиль. Кстати, обратил внимание, что среди хороших фотографов немало выпускников худграфа — там учат мыслить образами, держать в голове картинку.


— Нет желания проводить «мастер-классы от Козина»?


— Нет, не хватает педагогического таланта. Если просят, могу показать, объяснить на практике, а вот долго выступать на аудиторию — это не мое.


— Вы долгое время снимали в академическом театре драмы. В чем специфика работы театрального фотографа?


— О, это был очень интересный опыт. Я проработал там с 1987 по 2000 год. Театр — это огромный мир со своими законами, традициями, приметами. Допустим, зайти на сцену в обуви с улицы — немыслимое кощунство, это же место, где священнодействуют, а многие далекие от театра фотографы и операторы не понимают этого.


Специфика проявлялась во всем. Если попросить режиссера и актера выбрать фотографии с репетиции, то они остановятся на совершенно разных кадрах. Актер, все равно — мужчина это или женщина, старается хорошо выглядеть на снимках, для него важно, чтобы идеально лежали волосы в прическе, рубашка была в тон костюму и прочие мелочи. Режиссер же стремится разглядеть суть артиста, насколько точно он раскрывает его замысел. Вот и получается некий конфликт интересов.


Мне посчастливилось застать лучшие годы академического театра под руководством Владимира Пахомова. Ездил на театральные фестивали в Мелихово, Ялту, Таганрог, снимал постановки на липецкой сцене московских режиссеров, фотографировал известных российских актеров — Ефремова, Гафта, Смоктуновского. Я получил очень ценный опыт, который помогает мне и сейчас.


— Какой жанр фотографии у вас самый любимый?


— Я, как и всякий провинциальный фотограф, всеяден, берусь за все. Это в столицах можно привередничать, специализироваться на чем-то одном, а мы — универсалы! Люблю снимать русские пейзажи. Я много поездил по России, в разных ее уголках скрывается потрясающая тихая, неприметная красота.


Не так давно я сделал выставку фотографий старых храмов. Это сейчас их стали восстанавливать, а раньше душа болела, что гибнет наша история, культура, хотелось хоть с помощью снимка оставить их для потомков.


Нравится поймать в объектив какой-то неожиданный кадр, по-новому увидеть привычную ситуацию. Люблю абстрактные снимки, наверное, они больше всего приближают фотографию к искусству. И, конечно, портреты. Часто детали — мимика, пластика, глаза — лучше хорошего психолога говорят о человеке.


— Портрет, пожалуй, один из самых сложных фотожанров, ведь рождается он в сотворчестве мастера и модели…


— Да, важно понять, каким должен получиться портрет — строгим, деловым или же, напротив, теплым, лиричным. Тут многое зависит от ракурса, света.


Мне часто приходится дарить свои фотографии, и я обратил внимание, что люди выбирают совершенно неожиданные снимки. Суровые мужики — каких-то милых кошечек, собачек, а, казалось бы, легкомысленные дамы — крутую абстракцию. Поэтому перед съемкой я стараюсь всегда понять человека, наладить с ним контакт.


— Какой должна быть, по-вашему, идеальная модель?


— Внешность — далеко не главное, важнее артистизм, умение принять определенный образ. Часто красавицы оказываются холодными куклами. А бывает, в жизни девочка выглядит довольно обычно, а на снимках преображается до неузнаваемости — улыбка искренняя, а не сквозь зубы, глаза с искорками, красота неземная!


— Говорят, что многие гениальные кадры рождаются спонтанно. Вы согласны?


— Конечно. Жизнь порой подбрасывает такие сюжеты, которые просто невозможно придумать. Просто внимательно наблюдай и щелкай затвором.


— Дискуссии сторонников той или иной марки фототехники по накалу напоминают религиозные войны. Насколько для вас важен бренд камеры?


— Да, этим часто грешат любители, споря до хрипоты, какая марка лучше. Мне же важнее, как это снято, а не чем.


Гениальный кадр можно снять даже телефоном. Перепробовал почти все марки, остановился на «Никоне». Это не значит, что остальные хуже, просто мне с ним удобнее.


— Сейчас дорогие камеры есть у многих. Жаль только, что хорошие кадры получаются далеко не у всех. Такая массовость, по-вашему, не снижает престиж профессии?


— Так и раньше фотография была доступна многим. Но у профи всегда была своя иерархия. Начиналась она с фотографов похоронных бюро. Туда ссылали тех, у кого не получалось снимать живых. Чуть повыше были бытовики, промышлявшие по детсадам и школам. Высшая каста — студийные фотографы. Тут нужно было уметь обращаться со светом, строить композицию кадра. Особняком всегда стояли газетные фотомастера — штучный товар, их и сейчас можно по пальцам пересчитать. Купить дорогую камеру — не великое дело, вот научиться снимать, чтобы тебя зауважали, — это сложнее.


— Съемка свадеб, на ваш взгляд, — это искусство или ремесло?


— Искусство, если серьезно подходить к этому. К сожалению, мало кто этим занимается. Проще поставить молодых и гостей в стандартные пошлые позы, отщелкать, срубить деньги по-легкому, и вперед. Какое уж тут творчество, когда на первый план выходит финансовый аспект. Сам я свадьбы снимаю редко, не хватает времени.


— Какие вещи вас больше всего раздражают в коллегах?


— Отсутствие элементарной культуры, начиная с внешнего вида. Если пришел на съемку в грязной майке и драных штанах, значит, ты не уважаешь людей, которых собираешься снимать. Снял сам, не мешай другому, отойди в сторону. Плохо, когда ты выстроил кадр, а у тебя его воруют самым наглым образом. В творчестве ненавижу отсутствие своего видения, банальность, фальшь, нарочитое украшательство. Красота ведь в простоте. Черно-белый кадр всегда выразительнее цветного. Поэтому стараюсь свести к минимуму обработку снимков на компьютере, ценю естественность.


— Из молодых фотографов вам кто-то интересен, чувствуете, что появились достойные мастера?


— С удовольствием хожу на выставки «Золотая черепаха». Преклоняюсь перед ребятами. Так снимать природу — это ж нужно иметь нечеловеческое терпение. Безусловно, они мастера мирового уровня, по-хорошему одержимые люди. Я так не могу.


— А кто из признанных мировых классиков фотографии вам близок?


— Хельмут Ньютон, я многому у него научился. Нравятся старые французские фотографии конца XIX — начала XX веков. Мне вообще очень близка эта монохромная эстетика в духе старого кино, потрясающая игра контрастов света и тени.


— После европейского успеха о чем теперь мечтаете?


— Хочу подготовить ретроспективную выставку под условным названием «Портреты друзей, знакомых и просто людей». В архивах собралось немало любопытных кадров. Думаю, мне есть еще чем удивить публику. Только бы спонсора найти.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Четверг, 13 декабря 2018 г.
Погода в Липецке День: -2 C°  Ночь: C°
Авторизация 
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Высокое звание гражданина России

Нина Вострикова // Общество

За здоровое будущее

Ольга Журавлева // Общество

Внимание!

// Общество

Марафон без финиша

Александр Гришаев // Общество

Стоп, коррупция

Ольга Журавлева // Власть
  Вверх