Сб, 20 Июля, 2019
Липецк: +24° $ 63.02 71.01

Сохранить дыхание истории

Милада Федюкина | 18.11.2010

В Ельце полным ходом идет реконструкция старинных зданий, в которых сегодня размещаются муниципальные учреждения здравоохранения и культуры. Завершился ремонт поликлиники № 1 (здание выстроено в конце XIX века), а в бывшем особняке елецкого купца — ныне краеведческом музее — работы только начинаются.

Но все же самую масштабную реставрацию ведут в эти дни бригады ОАО «ПМК «Строитель» на памятнике архитектуры второй половины XIX века — бывшей женской гимназии, ныне — учебном корпусе № 1 ЕГУ имени И. А. Бунина.

По учетной карточке Госдирекции по охране культурного наследия Липецкой области здание построено в 1874 году. Раньше накануне рождественских праздников в женской гимназии устраивались балы. В автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева» Иван Бунин вспоминает: «… бал в женской гимназии, — первый, на котором я был… После бала я долго был пьян воспоминаниями о нем и о самом себе: о том нарядном гимназисте в новом синем мундирчике и белых перчатках, который с таким радостно-молодецким холодком в душе мешался в нарядной и густой девичьей толпе, носился по коридору, по лестницам, то и дело пил оршад в буфете, скользил среди танцующих по паркету… в огромной белой зале, залитой жемчужным светом люстр и оглушаемой торжествующе-звучными громами военной музыки…». Здесь вместе с сотнями других девиц получала классическое образование первая любовь нобелевского лауреата Варвара Пащенко, награжденная за «Благонравие и успехи в науках» золотой медалью.

На всем протяжении своего существования здание не меняло функционального значения. Несмотря на все политические и исторические катаклизмы (гимназии пришлось пережить немецкую оккупацию в декабре 1941 года), оно оставалось образовательным учреждением.

Но шли годы. Елецкий вуз развивался, превратившись назад в мощный классический университет. Современные методы обучения предъявляли новые требования к оснащению аудиторий, противопожарные и санитарно-эпидемиологические нормы настоятельно рекомендовали провести «ряд мероприятий по улучшению эксплуатационных свойств и обеспечению безопасности». А именно: перепланировать помещения, заменить сгораемые перекрытия на несгораемые, оснастить современной инженерной «начинкой». Но все же, понимая историческую ценность здания, речь повели не о капитальной реконструкции и ремонте, а именно о реставрации, заказчиком которой выступило управление культуры и искусства администрации Липецкой области. Была определена и цена. Миллион шестьсот тысяч рублей красноречиво демонстрирует объем строительных работ, которые до декабря должны выполнить бригады ОАО «ПМК «Строитель» только на первом этаже.

Уже отремонтированы техническая и санитарная «зоны» корпуса, сейчас работы ведутся непосредственно в аудиториях, в которых восстанавливаются массивные дверные и оконные проемы, арочные пролеты прямых, как луч, коридоров… Казалось бы, что особенного? «Ан нет, — отвечает начальник участка ОАО «ПМК «Строитель» Николай Зиборов. — Современным пластиковым окнам здесь не место. Наша задача — сохранить историческое и культурное наследие. Работаем ответственно. Не быстро (каждый этап занимает до двух недель). Но качество гарантируем».

Вместе с Николаем Ивановичем наши корреспонденты побывали на стройплощадке. Проходим по аудиториям — разница между тем, что было и что сделано, видна уже с порога. Прежде всего, в здании расширили фойе за счет демонтированной аудитории. Теперь вестибюль стал шире ровно в два раза.

Главная сложность, с которой столкнулись строители, — солидный возраст здания и отсутствие какой-либо реставрации ранее. Поэтому, счищая многослойные «пироги» краски специальным строительным электрофеном, мастера порой насчитывают до дюжины наслоений. И день, и два, и неделю «колдуют» плотники над деревянными рамами: грунтуют-шлифуют-«латают» старинное деревянное полотно, затем современными красками покрывают конструкцию вновь. К слову, технологии XXI века пришлись строительным реставраторам весьма кстати. Ведь те же оконные пролеты с причудливой арочной формой без специальных каркасов было не выровнить. Не обойтись без качественных материалов и малярам-штукатурам, которые на высоте 4 с лишним метра восстанавливают арочные переходы и декоративную лепку стен.

Специалисты признаются: им впервые приходится держать в руках саму историю.

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных