Вт, 19 Марта, 2019
Липецк: +3° $ 64.67 73.36

«Моя машина – мой талисман»

Максим Ионов, Анатолий Евстропов (фото) | 28.09.2010

Сложный участок пути между Вязьмой и Липецком его «КамАЗ» преодолел первым. Но к этому факту наш герой отнесся с поистине философским спокойствием. За почти тридцатилетнюю гоночную карьеру подобных стартов и финишей на его счету было несколько сотен.

Южная Америка и Средняя Азия, Африка и Европа, наконец, грузовые гонки на ледяных треках — испытав все это, волей-неволей воспитаешь в себе соревновательную мудрость и научишься воспринимать победы и поражения в их неразрывном диалектическом единстве.

В мировом ралли-туре персона Фирдауса Кабирова стоит особняком. Он не просто гонщик и эксплуататор чужих разработок. Еще с конца 80-х годов занимается внедрением передовых технологий на спортивные машины челнинского автозавода и по сей день лично усовершенствует свою машину. Кроме того, имя Фирдауса Кабирова давно ассоциируется со спортивным мужеством и несгибаемой волей к победе. Накануне старта ралли «Телефоника Дакар-2003» он получает тяжелую травму — разрыв связок правого колена. Вердикт врачей категоричен — характер повреждения и участие в гонке несовместимы. Однако, воспользовавшись правом соревноваться на свой страх и риск, Кабиров выходит на старт и с эластичной шиной на пострадавшей ноге финиширует третьим. В следующем году на втором этапе «Дакара» его «КамАЗ» сталкивается с дорожной преградой. От удара у пилота смещаются поясничные позвонки, вызывая частичную блокировку мышц спины. Использованный медиками для нейтрализации последствий травмы жесткий корсет действует, как власяница, и стирает спину Кабирова в кровь, но и в этих условиях он заканчивает злосчастный этап вторым.

— Фирдаус Зарипович, почему в тех случаях вы все-таки решили продолжать гонки? Ведь могли бы и поберечься.

— Это можно назвать золотым правилом, которого стараюсь придерживаться и в спорте, и в обычной жизни. Если чувствуешь в себе силы что-то сделать — делай. Те травмы, конечно, были не из приятных и заставили поволноваться, но ощущения немощи и желания сойти с трассы не возникало. Да и не один я такой в мире ралли. Повреждения получают многие участники. Ушибы, вывихи, переломы, надрывы мышц — все это в автоспорте встречается сплошь и рядом, но большинство гонщиков все равно стараются бороться дальше. Только в исключительных случаях, когда травма реально угрожает жизни или здоровью, принимается решение сняться с дистанции.

— Учитывая ваш огромный соревновательный опыт, даже неловко спрашивать о том, удивила ли чем-нибудь трасса, пролегающая через наши края. Или все-таки встретили в ней что-то неизведанное?

— Трасса очень интересная. Особенно контрастом со степными и пустынными участками, с которыми мы регулярно сталкиваемся на «Дакаре» и имели дело на прошлогоднем «Шелковым пути». Местность рельефная, подъемы чередуются со спусками, много развилок. В таких условиях, находясь в жестком соревновательном ритме, ты в любой момент можешь заблудиться и отклониться от курса. А это потеря драгоценных секунд и даже минут. Поэтому штурманы должны находиться в максимально отмобилизованном состоянии и вести пилота строго по карте. В то же время самому приходилось следить в оба и объезжать неожиданные препятствия. Нередко в последний момент удавалось разглядеть валяющийся на пути сельхозинвентарь.

— В прошлом году организаторы «Дакара» приняли получившее большой резонанс в кругах автоспорта решение перенести соревнования из Африки в Южную Америку. Как вы отнеслись к этому шагу?

— С пониманием. Африка с каждым годом становится все более опасным местом. Во многих странах постепенно рушатся тоталитарные режимы, происходит демократизация, к которой многие государства попросту не готовы. Вместо торжества свободы они получают затяжные и кровопролитные гражданские войны да и просто разгул бандитизма. Если в Марокко и Сенегале, долгое время находившихся под европейским протекторатом, еще спокойно, то в некоторых других странах чувствовать себя в безопасности невозможно.

— Значит, скучать по «черному континенту» не будете?

— Самое интересное, что буду. Африканские трассы и местная природа мне нравятся больше аргентинских и чилийских. Они разно­образнее. Радует, что Африка не окончательно стерта с лица мирового «ралли-тура». По-прежнему проводятся престижные гонки в Тунисе и египетское «Ралли фараонов».

— Не раз приходилось слышать о суеверии спортсменов и даже видеть его проявления воочию. Нет ли в кабине вашего «Ка­мАЗа» какой-нибудь «подковки на счастье»? Все-таки вы занимаетесь рискованным видом спорта.

— Здесь все строго индивидуально. Некоторые гонщики действительно пользуются разного рода талисманами, но есть и такие, кто относится к ним равнодушно. Я принадлежу ко второй категории. Ничего лишнего в кабине моей машины нет. Она сама мой большой талисман. Вместе мы проехали тысячи километров, и все это время спортивное счастье нас практически не покидало.

НАША СПРАВКА

Кабиров Фирдаус Зарипович. Родился 19 мая 1961 года.

На втором курсе Казанского авиационного института пришел в спортивный клуб «Икар-КАИ».

С 1987 года работал в департаменте развития и внедрения новых разработок «КамАЗа». Результатом его деятельности стало создание автомобилей «КамАЗ-4310С», одержавших победу в ралли «Париж—Дакар-91».

В 1992 году занимает место пилота в экипаже спортивного «КамАЗа».

Победитель: «Мастер-ралли-97», «Дезерт Челлендж-2000», «Пор Лас Пампас-2001», «Хазарские степи-2003», «Барселона – Дакар-2005», «Дакар-2009 (Аргентина – Чили)», «Шелковый путь-2009» по территории России, Казахстана и Туркменистана.

Награды: орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени; орден Мужества; орден Трудового Красного Знамени; орден Почета; орден Дружбы; лауреат Государственной премии РФ 2001 года; заслуженный мастер спорта России.

«Если чувствуешь в себе силы что-то сделать — делай!» — таково «золотое правило» Фирдауса Кабирова.

«Если чувствуешь в себе силы что-то сделать — делай!» — таково «золотое правило» Фирдауса Кабирова.

«Если чувствуешь в себе силы что-то сделать — делай!» — таково «золотое правило» Фирдауса Кабирова.
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных