Пт, 20 Сентября, 2019
Липецк: +18° $ 64.47 71.51

Жизнь на колесах

Мария Апарова | 10.08.2010

Если бы работа кондуктора была популярной и кандидаты проходили бы конкурсный отбор, скорее всего, большинство тех, кто сегодня хмуро и раздраженно обилечивает нас в автобусах, троллейбусах, трамваях, было бы отсеяно. А вот Роза Цыганова, я уверена, непременно прошла бы такой конкурс.

Типичный диалог кондуктора и пассажира.

— Мужчина, оплачивайте проезд.

— У меня проездной.

— Это на август, а сегодня еще 31 июля.

— Ой, дочери старый отдал, а денег с собой нет…

Что делать с таким человеком? Высадить его немедля? А как он доберется до дому по сорокаградусной жаре? Неровен час, ему, пожилому человеку, худо станет. Разве можно брать на душу такой грех? С другой стороны, войдет в салон контролер, и непременно будут тогда неприятности.

Для многих коллег Цыгановой в такой ситуации проблем не возникает. Металл появляется в голосе: «Гражданин, покиньте троллейбус!».

Она так и не может, и не хочет.

— Со стариками, конечно, всегда сложности, — говорит Роза. — То льготный проездной забудут, то без денег садятся и просят разрешить проехать одну — две остановки бесплатно. Отказать? Но мы же сначала люди, а уже потом водители, контролеры, пассажиры. Бывают же случаи, когда у человека и вправду нет даже десяти рублей на проезд. Но случается, что лукавят, крохоборствуют. И все-таки не хочется терять человеческое лицо, никому не сочувствовать. Ну, а контролер, вполне вероятно, это во внимание не примет, сделает мне замечание.

Впрочем, за шесть лет работы Роза не слышала претензий ни от начальства, ни от пассажиров. Может, дело все в том, что она добрый, невоинственный человек, умеет с любым найти общий язык, снять назревающий конфликт.

На своем маршруте она практически чуть не всех пассажиров знает в лицо. Знает, кто без напоминаний расплатится, а кто прижимисто попробует сэкономить. Да и народ ее тоже запомнил. Постоянные, так сказать, клиенты Цыгановой здороваются с ней, не прочь завести разговоры за жизнь.

Вот и получается, что главное для кондуктора — искусство общения. Так же, как для психолога или педагога. Ему не в тягость люди, пусть они до отказа забили салон — не протиснешься, пусть кто-то из них устал, сердит, недовольно выговаривает за сбои в графике движения — кому именно выговаривает? Да ей же, Розе Цыгановой, — диспетчеры, ремонтники, руководители транспортной конторы далеко, а она — рядом, значит, на нее и выливается недовольство. Но Роза от этого не заводится с пол-оборота, и ее мягкость, улыбка, приветливость снимают негатив.

Если кто-то полагает, что служба Розы простая и безответственная — знай отрывай билетики, почти автоматически, да отсчитывай сдачу, — тот ошибается. И ответственности, и беспокойства хватает. Особенно в этом году, когда появились разные нововведения. Теперь на каждый рейс составляется отдельный план, сколько должно быть выручено наличных средств (иногда интервал между рейсами десять минут, а суммы разнятся), по какому маршруту ехать, с кем из водителей.

Прибавьте к этому и такое новшество, как терминалы. Многим пассажирам удобно и выгодно, они деньги экономят. А кондуктору, наоборот, — дополнительная работа, когда порою чуть ли не ежеминутно надо встать и подойти к терминалу, чтобы пробить карточку.

Случаются огорчения и с планом. Не угадаешь же, сколько пассажиров поедет на сей раз, кто из них будет платить по карточкам, а у кого льготные проездные — ни то, ни другое, между прочим, в план не засчитывается.

Почти пустой до обеда троллейбус стал наполняться. Кондуктору приходится суетиться все больше. Но это не выбивает Розу из колеи. Она не будет портить настроения никому.

Сейчас, конечно, жизнь ей осложняет еще и невиданная жара. Когда на улице плюс сорок, здесь, в салоне, все сорок пять. Открытые форточки, люки не спасают. За такие условия и водителю, и Розе, правда, доплачивают. Сколько? Как сказал бы Жванецкий, сумасшедшую сумму — в среднем двести рублей в месяц.

Но и жара — не повод оты­грываться на пассажирах. Наоборот, Розе Цыгановой хочется их ободрить, крикнуть «Люди, не раскисайте! Жизнь прекрасна!».

Сама она и показывает им пример оптимизма. Все можно перетерпеть: и жару, и жизнь на колесах, и то, что смена начинается в пять утра. Нет, она определенно выдержала бы конкурсный отбор в кондукторы. А на каких-нибудь соревнованиях по кондукторскому мастерству наверняка бы получила приз зрительских симпатий.

Фото Марии Апаровой

Фото Марии Апаровой

Фото Марии Апаровой
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных